Главная » Страницы » Scientists of the institute

Scientists of the institute

Ershin

Ershin Shahbaz
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor, academician of NAS RK

Main scientific achievements:

Ershin Sh It is one of the founders of the theory of aerodynamic gas torch. His project is the restoration of the Aral Sea in 1993 was awarded the Ministry of Ecology and Bioresources of Kazakhstan Prize.  Ershin Sh. and his students for the first time the existence of free Taylor vortices – Gertler. Studied the wear problem of intra-field pipelines, reveal the mechanism of pipeline erosion, known as “crevice effect”. He proposed a thermomechanical process for recovering oil and cleaning the barn area of these deposits by oil pollution. He proposed a new version of the rotary wind turbine and Bidart Bidart – 2. He has published over 140 scientific papers. Under his supervision 29 candidate and 6 doctoral theses.


Айсагалиев

Aisagaliev Serikbai
Doctor of Technical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

Developed new criteria for absolute stability of dynamical systems based on the evaluation of improper integrals along the solutions of the system. Developed new criteria for the global asymptotic stability of dynamical systems with cylindrical phase space. The theory of control of dynamic systems described by ordinary differential equations and the equations of parabolic type. Created constructive method for solving boundary value problems of optimal control of dynamic sistemami.Razrabotana nonlinear mathematical model of the educational planning process. According to the results of research released monograph “The quantitative analysis of the educational process”.


Абдибеков

Abdibekov Ualikhan
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor,

academician of the National Academy of Engineering Republic of Kazakhstan

Main scientific achievements:

We studied the problem of turbulence in the presence of external forces. Developed semi-empirical turbulence models for stratified environment, as well as MHD conducting medium built turbulence models that take into account the effect of centrifugal forces. The effective numerical methods for solving the equations of mathematical physics, which are used to study a wide range of practical problems. Proposed different models and methods of hydrodynamic processes, as well as turbulence transporting of admixture in a stratified medium, widely used in the environmental objectives. It implemented a theoretical justification for the proposed approaches and methods developed numerical algorithms and their implementation.


Тукеев

Tukeyev Ualsher
Doctor of Technical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

The scientific and technological bases of the automated database design and program complex real-time systems. The scientific and methodological foundations of integration into the world educational space of the educational process of higher and postgraduate education, including the model of the European educational space, the model setting the major components of the educational process, the methodology of setting the quality of the educational process of the European educational space, complemented by the inclusion of quality management model at the level of teacher-student professional standards of specialties and a national qualification framework. Intensive research is underway to develop the scientific and technological bases of machine translation of the Kazakh language.


Ректор-КазНУ-Галым-Мутанов

Mutanov Galimkair
doctor of technical sciences, professor, academician of NAS RK,
member of the World Academy of Arts and Sciences (The World Academy of Art and Science)

Main scientific achievements:

G. Mutanov is an academician of over ten international academies, the author of over 400 scientific publications, including more than 20 monographs, textbooks, teaching aids in the management of socio-economic, technical processes and systems, teaching materials published in the United States, the Czech Republic, Sweden, Germany, Switzerland; author of more than 40 patents and inventions. In 2014, the world-renowned publishing house “Springer” recognizing the merits of the author, published his book «Mathematical Methods and Models in Economic planning, Managemen.


 БадаевBadaev Serikzhan
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

Proved (together with Steffen Lempp, USA) existence of a family of dce sets, Rogers semilattice which can be partitioned into a principal ideal and the principal filter generated Fridbergov numbering. In particular, such a family has exactly two minimum numbering are Fridbergov. It is proved (with S.S.Goncharov, Russia) that any computable family of infinite sets in the arithmetical hierarchy has infinitely many minimal computable numberings. (Note that any finite family has the lowest numbering). In the Ershov hierarchy found a family consisting of a pair of nested sets and having a singleton Rogers semilattice.


Калтаев

Kaltayev Aidarkhan
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor,

Academician of the National Academy of Engineering

Main scientific achievements:

The models and numerical methods developed for different modes of oxidation of hydrocarbons in a cold flame combustion of the combustible mixture in the combustion chamber at low Mach numbers, the transition combustion gas mixture in a detonation, minerals extraction by underground leaching. The regularities of the transition combustion gas mixture in a detonation, gas dynamics and turbulent to laminar and supersonic flows of the reacting mixture in the combustion chambers; ways to improve the efficiency of oil and gas and mineral extraction by underground leaching.


КангужинKanguzhin Baltabek
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

An efficient mathematical tool for the study of nonlocal boundary value problems internally, allows you to explore both common and multi-dimensional differential operators. The foundations of a new theory of spectral analysis of multidimensional non-local boundary value problems for partial differential equations.


Дракунов

Drakunov Yuri
Doctor of Technical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

The problems of kinematic and dynamic synthesis of planar and spatial mechanisms, machines, robotics and mechanical systems. New methods of solving the problems of dynamic analysis and synthesis of mechanical systems. An automatic system for the withdrawal and the solution of differential equations of continuum mechanics. Under his leadership and with his direct participation created and implemented in the production of mechatronic systems of modern logging unit, fluoroscopic systems laboratory and field device, at the stage of completion of the drilling robot ВЕЕР-1М.


ДауылбаевDauylbaev Muratkhan
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

A method of qualitative research singularly perturbed linear integrodifferential equations with initial conditions on the right or at an interior point of the segment under consideration. The features of the qualitative effect of the integral members on the asymptotic behavior of solutions to singularly perturbed integro-differential equations. Revealed the phenomenon of initial jumps of arbitrary order. New classes of nonlinear singularly perturbed integro-differential equations, which have initial jumps of arbitrary order phenomena. A method of constructing asymptotic expansions of solutions of singularly perturbed integro-differential equations with initial jumps of arbitrary order.


КыдырбекулыKydyrbekuly Almatbek
Doctor of Technical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

Is engaged in the development and analysis of the generalized models of dynamic systems with cavities partially filled with fluid, and elastic systems with nonlinear complicating factors (nonlinear elastic characteristics of the geometric and physical nature of nonlinear-viscous resistance, non-linear inertial the link between their face and the elastic movement) in relation to the tasks machine dynamics. Theoretical modeling of oscillatory processes in rotary systems with cavities partially filled with liquid and physically nonlinear elastic coupled systems with finite deformations, predicting their stability, the totality of which is a major achievement in the development of machine dynamics.


Бектемесов М.А.Bektemesov Maktagali
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor,

corresponding member of National Engineering Academy of Kazakhstan

Main scientific achievements:

  Built gradient methods for solving ill-posed problems for elliptic, parabolic and hyperbolic equations. The estimates of the strong convergence of the steepest descent method for the rate of incorrect initial value problems. Constructed Carleman estimates for ill-posed Cauchy problems. The estimates of conditional stability of the solution of inverse problem of boundary conditions of ill-posed Cauchy problems.  For the first time in a complex fractal image obtained plane area stability of the solution of the Cauchy problem for the equations of the first and second order.


Серовайский

Serovaiskii Semen
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

The concept of extended derivative operator and is designed corresponding to its calculus, used to deal with new nonlinear infinite-dimensional problems of optimal control. We investigated optimization problems using a new concept of a weakened approximate solution in the absence of more severe forms of the approximate solution. For solving mathematical physics problems on the basis of a new concept of sequential decision given the constructive definition of a generalized and classical solutions of these problems.


Шакенов

Shakenov Kanat
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Main scientific achievements:

First solved by Monte Carlo full Navier-Stokes equation, the linearized Navier-Stokes equations perturbed Navier-Stokes equations, stationary Navier-Stokes equations. Solved filtration and relaxation filtration problem Monte Carlo methods. Solved by Monte Carlo parametric inverse problem of atmospheric optics.Resolved multidimensional parametric inverse problem of stochastic optimal control. Fixed some financial risk modeling tasks.


Фото Сихова

Sikhov Mirbulat Bahytzhanovich
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor

Main scientific achievements:
Get reverse approximation theorem in the case of different metrics. The concept of “predpoperechnik Kolmogorov” and obtain estimates for Kolmogorov predpoperechnikov Nikolsky and Besov S-classes in the multidimensional case with approximations by trigonometric polynomials, when the spectrum approximating polynomials is determined by a majorant function. Established inequality of Bernstein and Jackson-Nikol’skii for trigonometric polynomials with the spectrum of an arbitrary finite set, will receive a final assessment of the Norms of Derivatives of Dirichlet kernels with the spectrum of an arbitrary finite set.


Мухамбетжанов Салтанбек

Mukhambetzhanov Saltanbek
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor,

corresponding member of National Engineering Academy of Kazakhstan

Main scientific achievements:

The correctness of mathematical models of phase transitions with relaxation. The methods for solving direct and inverse problems of the filtration theory. The mathematical modeling of liquid filtration processes in the porous medium, taking into account mass transfer processes, as well as computer simulations of liquid filtration processes in the near-well zone of the formation and change of technological parameters of the real fields with specific data.


Ахмед-Заки Д.

Ahmed Zaki Darkhan
Doctor of Technical Sciences

 Main scientific achievements:

A computational algorithm for solving 2D and 3D mathematical model of heat and mass transfer in porous media in the injection of heat-carriers and surfactants. The information system of distributed and parallel computing problems of filtration through a Web portal. Development in organizing a formal cloud computing model for the formation of multi-user systems “micro-cloud” of mobile devices.

Главная » Страницы » Учёные института

Учёные института

 ErshinЕРШИН ШАХБАЗ АЛИМГИРЕЕВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор, академик  НАН РК

Основные научные результаты:
Ершин Ш.А. является одним из создателей аэродинамической теории газового факела. Его проект восстановления Аральского моря в 1993 г. удостоен премии Министерства экологии и биоресурсов РК. Ш.А. Ершиным и его учениками впервые установлено существование свободных вихрей Тейлора – Гертлера. Изучены проблемы износа внутри-промысловых труб, вскрыт механизм эрозии нефтепровода, получивший название «ручейкового эффекта». Им предложен термомеханический способ извлечения амбарной нефти и очистки территории этих месторождений от загрязнения нефтью.
Им предложена новая версия карусельной ветротурбины Бидарье и Бидарье — 2. Он опубликовал более 140 научных работ. Под его руководством защищены 29 кандидатских, 6 докторских диссертаций.


Айсагалиев

АЙСАГАЛИЕВ СЕРИКБАЙ АБДИГАЛИЕВИЧ
доктор технических наук, профессор

Основные научные результаты:

Разработаны новые критерии абсолютной устойчивости динамических систем на основе оценки несобственных интегралов вдоль решения системы. Разработаны новые критерии глобальной асимптотической устойчивости динамических систем с цилиндрическим фазовым пространством. Создана теория управляемости динамических систем, описываемых обыкновенными дифференциальными уравнениями и уравнениями параболического типа. Создан конструктивный метод решения краевых задач оптимального управления динамическими системами.Разработана нелинейная математическая модель организации планирования учебного процесса. По результатам научных исследований выпущена монография «Количественный анализ учебного процесса».


Абдибеков

АБДИБЕКОВ УАЛИХАН СЕЙДИЛДАЕВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор, академик Национальной инженерной академии

Республики Казахстан

Основные научные результаты:
Исследованы проблемы турбулентности при наличии внешних сил. Разработаны полуэмпирические модели турбулентности для стратифицированной среды, а также для МГД-проводящей среды, построены модели турбулентности, учитывающие влияние центробежных сил. Разработаны эффективные численные методы решения уравнений математической физики, которые используются для исследования широкого круга практических задач. Предложены различные модели и методы гидродинамических процессов, а также для турбулентного переноса примеси в стратифицированной среде, широко применяемых в задачах охраны окружающей среды. Осуществлено теоретическое обоснование предлагаемых подходов и методов, разработаны численные алгоритмы и их реализации.


Тукеев

ТУКЕЕВ УАЛШЕР АНУАРБЕКОВИЧ
доктор технических наук, профессор

Основные научные результаты:
Разработаны научно-технологические основы автоматизированного проектирования баз данных и программных комплексов систем реального времени. Разработаны научно-методологические основы интеграции в мировое образовательное пространство развития учебного процесса высшего и послевузовского образования, включающей модель европейского образовательного пространства, модель настройки основных компонентов учебного процесса, методология настройки качества учебного процесса европейского образовательного пространства, дополненная включением модели управления качеством на уровне преподаватель-студент, профессиональные стандартов специальностей и национальную квалификационную рамку. Ведутся интенсивные исследования по разработке научно-технологических основ машинного перевода казахского языка.


Ректор-КазНУ-Галым-Мутанов МУТАНОВ ГАЛИМКАИР МУТАНОВИЧ

доктор технических наук, профессор, академик НАН   РК,

член Всемирной Академии Искусств и Наук    (The World Academy of Art and Science)

Основные научные результаты:

Г. М. Мутанов является академиком более десяти международных академий, автором свыше 400 научных публикаций, в том числе более 20 монографий, учебников, учебных пособий в области управления социально-экономическими, техническими процессами и системами, методических разработок, опубликованных в США, Чехии, Швеции, Германии, Швейцарии; автором более 40 патентов, изобретений. В 2014 году всемирно известное издательство «Шпрингер» признав заслуги автора, опубликовало его книгу «Mathematical Methods and Models in Economic planning, Management and Budgeting».


Бадаев

БАДАЕВ СЕРИКЖАН АГИБАЕВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор

Основные научные результаты:
Доказано (совместно со Штеффеном Лемппом, США) существование семейства разностей вычислимо перечислимых множеств, полурешетка Роджерса которого допускает разбиение на главный идеал и главный фильтр, порожденные Фридберговыми нумерациями. В частности, такие семейства имеют в точности две минимальные нумерации, являющиеся Фридберговыми. Доказано (совместно с С.С.Гончаровым, Россия), что любое бесконечное вычислимое семейство множеств в арифметической иерархии имеет бесконечно много вычислимых минимальных нумераций. (Отметим, что любое конечное семейство имеет наименьшую нумерацию). В иерархии Ершова найдено семейство, состоящее из пары вложенных множеств и имеющее одноэлементную полурешетку Роджерса.


Калтаев

КАЛТАЕВ АЙДАРХАН ЖУСУПБЕКОВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор,

академик Национальной инженерной академии

Основные научные результаты:
Построены модели и разработаны численные методы для различных режимов окисления углеводородов в холодном пламени, горения горючей смеси в камере сгорания при малых числах Маха, перехода горения газовых смесей в детонацию, добычи минералов методом подземного выщелачивания. Исследованы закономерности перехода горения газовых смесей в детонацию, газодинамики ламинарных и турбулентных до и сверхзвуковых течений реагирующих смесей в камерах сгорания; путей повышения эффективности добычи нефти и газа и добычи минералов методом подземного выщелачивания.


Кангужин

КАНГУЖИН БАЛТАБЕК ЕСМАТОВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор

Основные научные результаты:
Разработан эффективный математический аппарат для исследования нелокальных внутренне краевых задач, позволяющих исследовать как обыкновенные, так и многомерные дифференциальные операторы.

Заложены основы новой теории спектрального анализа нелокальных многомерных краевых задач для уравнений с частными производными.


Дракунов

ДРАКУНОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
доктор технических наук, профессор

Основные научные результаты:
Решены задачи кинематического и динамического синтеза плоских и пространственных механизмов, машин, робототехнических и механических систем. Предложены новые методы решения задач динамического анализа и синтеза механических систем. Создана автоматизированная система по выводу и решению дифференциальных уравнений механики сплошных сред. Под его руководством и при его непосредственном участии созданы и внедрены в производство мехатронные системы современной каротажной станции, системы рентгеноскопического лабораторного и полевого прибора, на стадии завершения буровой робот ВЕЕР-1М.


Дауылбаев

ДАУЫЛБАЕВ МУРАТХАН КУДАЙБЕРГЕНОВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор

Основные научные результаты:

Разработан метод качественного исследования сингулярно возмущенных линейных интегро-дифференциальных уравнений с начальными условиями в правой или во внутренней точке рассматриваемого отрезка. Показаны особенности качественного влияния интегральных членов на асимптотическое поведение решений сингулярно возмущенных интегро-дифференциальных уравнений. Выявлены явления начальных скачков любых порядков. Выделены новые классы нелинейных сингулярно возмущенных интегро-дифференциальных уравнений, обладающие явлениями начальных скачков любых порядков. Разработан метод построения асимптотического разложения решений сингулярно возмущенных интегро-дифференциальных уравнений с начальными скачками любых порядков.


Кыдырбекулы

КЫДЫРБЕКУЛЫ АЛМАТБЕК БАЛГАБЕКОВИЧ
доктор технических наук, профессор

Основные научные результаты:

Занимается разработкой и анализом обобщённых моделей динамических систем с полостями, частично заполненными жидкостью, и упругих систем с нелинейными осложняющими факторами (нелинейно-упругие характеристики геометрической и физической природы, нелинейно-вязкое сопротивление, нелинейная инерциальная связь между их номинальным и упругим движением) применительно к задачам динамики машин. Получены теоретические результаты по моделированию колебательных процессов в роторных системах с полостями, частично заполненными жидкостью и в физически нелинейных упругих связанных системах с конечными деформациями, прогнозирование их устойчивости, совокупность которых является крупным достижением в развитии динамики машин.


Бектемесов М.А.БЕКТЕМЕСОВ МАКТАГАЛИ АБДИМАЖИТОВИЧ

доктор физико-математических наук, профессор,

член-корреспондент Национальной инженерной академии

Республики Казахстан

Основные научные результаты:

Построены градиентные методы решения некорректных задач для эллиптических, параболических и гиперболических уравнений. Получены оценки скорости сильной сходимости метода наискорейшего спуска для некорректных начально-краевых задач. Построены карлемановские оценки для некорректных задач Коши.  Получены оценки условной устойчивости ре­шения обратной задачи восстановления граничных условий некорректных задач Коши.  Впервые в комплексной плоскости получены фрактальные изображения областей устойчивости решения задачи Коши для уравнений первого и второго порядка.


Серовайский

СЕРОВАЙСКИЙ СЕМЕН ЯКОВЛЕВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор

Основные научные результаты:

Введено понятие расширенной производной оператора и разработано соответствующее ее исчисление, использованное для решения новых нелинейных бесконечномерных задач оптимального управления. Исследованы оптимизационные задачи с помощью нового понятия ослабленного приближенного решения в условиях отсутствия более сильных форм приближенного решения. Для решения задач математической физики на основе нового понятия секвенциального решения дано конструктивное определение обобщенного и классического решения этих задач.


Шакенов

ШАКЕНОВ КАНАТ КОЖАХМЕТОВИЧ
доктор физико-математических наук, профессор

Основные научные результаты:

Впервые решены методами Монте-Карло полные уравнения Навье-Стокса, линеаризованные уравнения Навье-Стокса, возмущенные уравнения Навье-Стокса, стационарные уравнения Навье-Стокса.
Решены задачи фильтрации и релаксационной фильтрации методами Монте-Карло.
Решена методами Монте-Карло параметрическая обратная задача атмосферной оптики.
Решена многомерная параметрическая обратная задача стохастического оптимального управления.
Решены некоторые задачи моделирования финансовых рисков.


Фото Сихова

Сихов Мирбулат Бахытжанович

доктор физико-математических наук, доцент

Основные научные результаты:

Получена обратная теорема теории приближений в случае разных метрик.  Определено понятие «предпоперечник Колмогорова» и  получены оценки предпоперечников Колмогорова для S-классов Никольского и Бесова во многомерном случае при приближений тригонометрическими полиномами, когда   спектр    приближающих   полиномов определяется с помощью некоторой мажорантной функции. Установлены  неравенства  Бернштейна,  Джексона-Никольского  для тригонометрических полиномов    со    спектром    из    произвольного    конечного    множества, получены окончательные оценки норм производных  ядер Дирихле со  спектром    из    произвольного     конечного    множества.


Мухамбетжанов Салтанбек

МУХАМБЕТЖАНОВ САЛТАНБЕК ТАЛАПЕДЕНОВИЧ

доктор физико-математических наук, профессор,

член-корреспондент Национальной инженерной академии

Основные научные результаты:

Исследована корректность математических моделей фазовых переходов с релаксацией. Разработаны методы решения прямых и обратных задач теории фильтрации. Проведено математическое моделирование процессов фильтрации жидкости в пористой среде с учетом массообменных процессов, а также компьютерное моделирование процессов фильтрации жидкости в прискважинной зоне пласта и изменения технологических показателей реального месторождения с конкретными данными.


Ахмед-Заки Д.

АХМЕД-ЗАКИ ДАРХАН  ЖУМАКАНОВИЧ

доктор технических наук

Основные научные результаты:

Разработан вычислительный алгоритм решения 2D и 3D математической модели тепло и массообмена в пористой среде при закачке теплоносителей и поверхностно активных веществ. Разработана информационная система распределенных и параллельных вычислений задач фильтрации через Web портал. Разработка при организации облачных вычислений формальной модели многопользовательских систем для формирования «микро-облака» мобильных устройств.